Второе Гельветическое Исповедание
Глава XXVI. О похоронах верных, и о заботе, которую следует проявлять об умерших; о чистилище и о явлении духов
Похороны тела. Поскольку тела верных суть храмы Святого Духа, которые, как мы истинно веруем, вновь восстанут в последний день, Писание повелевает, чтобы они достойно и без предрассудков были преданы земле, а также, чтобы о святых, уснувших в Господе, было сделано достойное упоминание, и чтобы по отношению к тем, кто остался по ним, их вдовам и сиротам, был осуществлён долг семейного благочестия. Мы не учим ни о каких иных заботах по отношению к умершим. Поэтому мы крайне неодобрительно относимся к киникам, которые презирали тела умерших, безразлично и презрительно кидая их в землю, не говоря доброго слова о почивших, и ничуть не заботясь о тех, кто остался по них.
Забота об умерших. С другой стороны, мы не одобряем тех, кто относится к умершим с чрезмерным и абсурдным вниманием; кто, подобно язычникам, рыдают об их умерших (хотя мы и не осуждаем умеренного траура, который апостолы позволяют в 1 Фес. 4:13, полагая бесчеловечным не печалиться вовсе); и кто приносит за умерших жертвы, и бормочут определённые молитвы за плату, чтобы этими церемониями избавить их любимых от мук, в которые они погружены смертью, и полагают, что они способны освободить их подобными воспеваниями.
Состояние души, отошедшей от тела. Ибо мы веруем, что верные, после телесной смерти, отправляются прямо ко Христу, и, поэтому, не нуждаются в восхвалениях и молитвах живых об умерших и в их требах. Точно также мы верим, что неверующие сразу же ввергаются в ад, из которого проклятым нет выхода через посредство каких бы то ни было треб, совершаемых живыми.
Чистилище. Но то, чему некоторые учат относительно огня чистилища, противоречит христианской вере, а именно, [словам] «верую во оставление грехов и в жизнь вечную», и [учению о] совершенном очищении через Христа, и следующим словам Христа, Господа нашего: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). А также: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты» (Ин. 13:10).
Явления духов. Что же касается духов или душ умерших, которые иногда являются живым, и просят у них определённых услуг, через которые они могли бы освободиться, то мы считаем подобные явления посмешищем, чародейством и соблазном дьявола, который, будучи способен превращаться в ангела света, действует так, чтобы повергнуть истинную веру или подвергнуть её сомнениям. В Ветхом Завете Господь запретил искать правды у мёртвых, а также любые сношения с духами (Втор. 18:11). И в самом деле, как гласит евангельская истина, ненасытному, пребывающему в мучениях, отказано в возвращении к братьям, как объявляет божественное предсказание в словах: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их… Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:29 и далее).
Этот материал еще не обсуждался.